Введение в основы бережливой разработки

Лоуренс МакКехилл, ведущий дизайнер и сооснователь Spook Studio, приоткрыл завесу тайны над бережливыми стартапами и движениями за бережливую UX-разработку, применяющих инновационный подход к созданию продукта. Он рассказал, что они дают дизайнерам, разработчикам и клиентам.



В чём японцы действительно разбираются, так это в эффективном автомобильном производстве. Именно оттуда берёт своё начало термин «бережливый»: всё началось в компании Тойота, когда автопроизводители нашли новый, более эффективный метод производства машин, высоко оцениваемых потребителями.

Принципы, разработанные в Тойота, впоследствии стали известны как «бережливое производство», и сейчас составляют концепцию менеджмента, применимую почти к любому бизнесу. В основе его лежит принцип создания ценности путём сокращения всех возможных рисков и потерь. В последнее время термин стал использоваться как синоним понятия «стартап», благодаря работам успешного предпринимателя из Силиконовой долины, а в прошлом разработчика ПО, Эрика Райза и его движению бережливых стартапов.

Теория бережливых стартапов базируется на уже сложившихся методиках пользовательских разработок и гибкой модели и претендует на звание научного метода создания инновационных продуктов (будь то сайт, приложение или сервис). Бережливый подход, не будучи новым, благодаря публикации работы Райза получил, тем не менее, широкое освещение в медиа-среде.

В течение последнего года идея бережливой разработки приобрела популярность у дизайн-сообщества благодаря движению бережливого UX-проектирования Джанис Фрейзер, Джеффа Готельфа и их соратников.


В русском языке английскому прилагательному lean соответствуют значения «худой, сухощавый», а также «без жира, без излишеств», «бережливый».

Итак, что же делает бережливый подход бережливым?
1. Перенос внимания с готового объекта на проектировании опыта взаимодействия – сокращает время цикла.
2. Опросы и тестирование допущений – сокращает степень неопределённости путём сосредоточения на проблеме, а не на решении.
3. Принятие решений на основе доказательств: больше фактов, меньше доверия интуиции.
4. Командный подход к проектированию продукта – позволяет устранять разногласия и даёт клиентам возможность участвовать в процессе.
5. Рост показателей как результат постоянных итераций – меньшие потери, более успешный продукт.


Почему именно сейчас?




До недавнего времени ситуация казалась довольно простой. Клиент приходил к вам с конкретной проблемой, вам оставалось лишь предложить её решение.

Таков был стандартный сценарий работы:
1. Клиент предоставляет агентству бриф.
2. Агентство оценивает свои возможности и бюджет.
3. Агентство разрабатывает концепции и эскизы.
4. Клиент утверждает проект для реализации.
5. Агентство создаёт прототип для испытаний.
6. Клиент подписывает прототип.
7. Тестирование удобства для пользователей.
8. Внесение исправлений, отладка и запуск.

Эта схема работает для проектов с низкой степенью неопределённости относительно их осуществления, -модели, поставщиков и потребителей. Такие случаи встречаются достаточно редко, так как обычно предлагаемые решения основаны на непроверенных допущениях. И вы, и ваш клиент можете ошибиться в своих предположениях, возможно, не до конца понимая проблему, которую пытаетесь решить.

Число людей, проводящих значительную часть времени в интернете, растёт, в результате потребители становятся более искушёнными. Если веб-продукт работает не так, как они хотят, они быстро отказываются от него и отправляются на поиски лучшей альтернативы. Поэтому уже на ранних стадиях разработки проекта необходимо изучить реальные желания и поведение потребителей, а не то, что они об этом говорят.

Умные стартапы, рано выучившие этот урок, возвещают гибель компании с длительной историей, а сами превращаются в многомиллионные предприятия.


Дешевле, быстрее, лучше




Облачные вычисления, ПО как услуга, преодоление многих технологических барьеров, широкий доступ к богатым аналитическим данным и рост мобильных устройств и приложений – всё это означает, что открывшиеся перед нами возможности не ограничены ничем, кроме наших собственных амбиций. Сторонние услуги позволяют быстро создавать интегрированные сервисы, и вырастить успешный стартап стало легче. Благодаря этому можно быстрее реагировать на меняющиеся потребности пользователей и двигаться вперёд.


Хорошо, так как это использовать?

1. Изучайте потребителей


При создании проектов в условиях неопределённости (как с точки зрения проблемы, так и с точки зрения решения) бережливый подход работает наилучшим образом. Только путём проверки допущений можно повысить вероятность успеха.

Ключевой компонент бережливого подхода – пользовательские разработки – это метод, помогающий выйти на продукт, соответствующий потребностям рынка, продукт, который люди полюбят. Наилучший способ достижения этой цели – опрос потенциальных клиентов, производить который желательно лицом к лицу. К другим подобным техникам относятся обзоры, целевые страницы с подпиской через email и демо-версиями для тестирования различных сторон бизнес-модели (цены, позиционирования, сегментов и т.д.).




2. Создайте что-либо для демонстрации потребителям


Разработайте «минимальный работающий продукт» (на языке сторонников бережливых стартапов – МРП), то есть первую версию продукта, позволяющую получить как можно больше данных. Проводите регулярные тестирования с участием пользователей, производите итерации и совершенствуйте продукт по мере развития (не добавляйте новые функции просто так). По возможности, создавайте прототипы низкого качества, прежде чем выпустить готовый продукт. Вносите изменения, пока риски минимальны, и вы не совсем уверены в том, что создаёте. Не следует выпускать и чересчур сырой продукт, на первой стадии он также должен быть привлекательным для целевой аудитории. Просто определите минимум, необходимый для достижения базового уровня дизайна и удобства для пользователей.


3. Оценивайте ответную реакцию


В первую очередь обращайте внимание на полезные метрики, такие как регистрационные конверсии, платежи, передача, повторные посещения, а не на лишние данные вроде общего числа посещений.




4. Внесите поправки и повторите цикл


Продолжайте изучать ситуацию, разрабатывать продукт и оценивать реакцию. Именно петля обратной связи обеспечит вам нужный результат.

Полезные инструменты, помогающие управлять бережливым проектом, можно найти здесь.




В каких случаях бережливый подход неэффективен:


• Когда вы уверены в конкретном проектном решении.
• При наличии чёткого плана, не допускающего изменение курса в зависимости от обстоятельств.
• При наличии скрытых интересов участвующих сторон.
• При недостатке взаимодействия в работе над продуктом, дизайном и функциями.
• При столкновении большого числа амбициозных руководителей.


Бережливая разработка в рамках агентства




Мы работаем со стартапами на первых этапах развития, и к нам часто обращаются с отличными идеями. Тем не менее, обычно за ними не стоит никаких исследований, показывающих, насколько удачен продукт и может ли он привести к масштабируемому бизнесу. Трата времени, энергии и денег на продукт, не имеющий спроса, бывает очень горьким опытом.

В прошлом добиться от клиентов или других заинтересованных сторон средств на привлечение потребителей было достаточно сложно. Тем не менее, появление движения бережливых стартапов означает принятие бизнес-сообществом того, что профессиональные проектировщики опыта взаимодействия знают уже давно: в ходе разработки продукта или сервиса крайне важно обращаться к потребителям, оценивать, тестировать и производить итерации.

В Spook Studio мы используем элементы бережливого UX-проектирования, гибкие методы разработки и методики бережливого стартапа. В любом процессе нужны гибкость и здравый смысл – выбирайте методы, которые наилучшим образом работают именно для вашего бизнеса. Опыт показывает, что это сокращает потери, способствует более успешному взаимодействию в команде, более глубокому вовлечению пользователей и, в конце концов, помогает создавать более убедительные и нужные продукты. Для многих проектов мы по-прежнему используем методы традиционной каскадной модели, когда время, область разработки и бюджет фиксированы и неизменны. В конце концов, мы живём в реальном мире, где изменения не происходят внезапно.

Включать бережливые методы в работу следует постепенно. Дизайнеры и разработчики должны адаптироваться к новым методам работы, не погружаясь в них с головой. Иначе можно сильно обжечься и разочаровать клиента. Выбирайте подходящую стратегию для каждого конкретного проекта (и напрямую уведомляйте о своём решении клиента). Мы начали с использования бережливых методик для собственных проектов, где риск был невелик и было больше возможностей учиться и совершать ошибки. Это была хорошая школа – бережливое освоение бережливого подхода!

Где ещё использует бережливый подход? Forward Internet Group – крупная британская компания с годовым оборотом в 120 млн фунтов – адаптировала бережливые методы а своему бизнесу. Агентства Made by Many, Thoughtworks и Proof продолжают будоражить корпоративный мир. Список успешных компаний, воспользовавшихся бережливыми методиками, включает GroupOn, , , Instagram, Kissmetrics, Zynga, Dropbox, Heroku, Etsy and Turntable. Я слышал об использовании бережливого подхода в разработке маркетинговых кампаний, в области здравоохранения, образования и даже при написании книги.


Заключение




1. Получайте информацию как можно чаще: быстрый провал – скорое спасение.
2. Имитируйте, прежде чем сделать по-настоящему.
3. Начните с малого и затем масштабируйте.
4. Продолжайте итерации.
5. Не теряйте из виду конечную цель проекта.
6. МРП: минимально крутой, а не жалкий.
7. Сеть – ваша лаборатория, продолжайте экспериментировать и оценивайте результаты.

Теперь всё зависит только от вас!


Мероприятия, посвящённые бережливой разработке:


• The Lean Startup Machine – уикенд-воркшоп, посвящённый инновациям.
• Leancamp – «антиконференция».
• Lean startup circles/meetups – встречи по всему миру.

Автор: Лоуренс МакКехилл (Laurence McCahill).
Источник: netmagazine.com

Перевод: sunbeam


0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.